Церкви антикоммунистического польского движения "Солидарность".
На протяжении почти двух тысяч лет, европейская архитектура была тесно связана с формообразованием христианской религии. До появления Модернизма, едва ли был стиль, который не был бы назначен (или скорее, не был определен) по церковным постройкам. Эта гипотеза не позволяет представить себе Средневековую Англию без учета готических соборов или Италию эпохи Возрождения, отдельно от ее базилик. Но с Промышленной Революцией и ростом экономики и населения, развернувшиеся инфраструктура и жилье стали новыми символами и предметами культуры, найдя свое окончательное выражение в легкости и простоте Модернизма. Эта сфера архитектуры, ранее формировавшаяся и находившаяся во власти церкви, была включена в категорию промышленных задач общества. Конечно, церкви строятся и сейчас, но типология, ранее определяющая всю архитектуру стала редким и необычным событием. Или все мы в это верим.
Поразительно, непонятно как это может быть, но после Второй мировой войны и под гнетом СССР, в Польше построено больше церквей, чем в любой другой европейской стране. Большинство из них были построены в 1980-х годах, в то время, когда церковное строительство не поощрялось и не запрещалось, и в результате сыграло ярко выраженную роль в политике Холодной Войны. Сооружение этих церквей было просчитанным оскорблением пролетарски-мыслящему Модернизму Советов. В своем проекте Architecture of the VII Day (Архитектура Воскресного Дня), Kuba Snopek, Iza Cichońska и Karolina Popera стремились всесторонне документировать эти польские церкви и обстоятельства их строительства. Уникальность их не только в том, что они бросили вызов заводскому изготовлению и системе Восточного Блока, эти церкви были плодом усилия общин, которые полагались на местное финансирование, задолго до того, как эта практика стала модной в архитектурных кругах 21-го века.
Kuba Snopek и Iza Cichońska начали свой проект в 2014 году, будучи студентами института Стрелка в Москве, под руководством Rem Koolhaas. Проект начался в том же году как вводная тема для польского павильона на Венецианском архитектурном бьеннале - 2014. Тема для национальных павильонов, была сформулирована Koolhaas как "Поглощение Современности", и каждой участвующей стране было предложено связать архитектурным подтекстом философию и стиль в глобализованном мире.
По словам Snopek: "Мы рассматривали все, что происходило в Польше, но все это было более или менее посредственными: квартиры не были столь же шикарны, как в Москве, небоскребы были выше в Нью-Йорке." Snopek уже собирался сдаться когда он ехал с другом в Польшу, но через 500 метров после границы увидел свою первую церковь. После исследования сооружений, сразу стали ясны две вещи: "здесь гораздо больше церквей и они более современные, чем где-либо в Европе," сказал Snopek; и "никто в Польше не видит их, они просто растворяются в пейзажах." Он и Cichońska не участвовали в бьеннале, но решили, что необходимо дальнейшее исследование церквей, и, в настоящее время работают вместе с Karolina Popera, продолжая свой проект.
Название Architecture of the VII Day подразумевает развитие церковного строительства в Польше во время Холодной Войны, брошенного на произвол судьбы, как ремесленной антитезы сборной советской архитектуре, которую определили шесть рабочих дней в неделю, ориентированных на общество. Работая над проектом, Snopek, Cichońska и Popera выделили разительные различия между дизайном и строительством церквей и промышленным Модернизмом, который начался в 1950-е годы при Хрущеве, определив менталитет труда и жизни за железным занавесом. Хотя в последние годы Советской власти шестидневная рабочая неделя с понедельника по субботу, которая была распространена в первые десятилетия холодной войны, была сокращена до пяти дней, но уже сама продолжительность рабочей недели постоянно подчеркивала святость воскресенья и необходимость этого дня. И результаты деятельности этого дня должны иметь индивидуальность и впечатляющую визуальную форму. "Архитектура Седьмого Дня,"- говорит Snopek, "не о промышленном и жилищном строительстве Советов, наоборот, она олицетворяет все то, что отсутствует в этом типе чистой, утилитарной и промышленной архитектуры."
Как Польша стала страной с самым большим церковным строительством в Европе.
Хотя виды на новые религиозные сооружения начали формироваться сразу после Второй мировой войны, Snopek отмечает, что большая часть работ, проделанных в 1950-е годы были просто послевоенной реконструкцией, но не частью волны новых разработок в последующие десятилетия. Семена для более поздних церквей были высажены в 1950-е годы, когда конец Сталинистского правления возвестил о более либеральной эре Коммунизма в Европе. Но прорасти они могли только после Второго Ватиканского Собора (Vatican II) - католическая Церковь провела симпозиум в период с 1962 по 1965 год, предназначенный для реформирования отношений между церковью и современным миром - что дало мощный толчок к поспешному строительству. Vatican II имел широкие последствия для церкви, особенно для литургии. Месса теперь будет проводиться на национальных языках, а не на латыни, и священник окажется лицом к лицу прихожанами. Snopek определяет характерные черты таких изменений как отход от дидактики в церковной архитектуре, созданием сооружений с акцентированной общностью планов, которые становятся более "циркульными и театральными."
Ярким примером такого исторического развития является Nowa Huta, самый восточный район Кракова, который был промышленной частью города, разработанной в конце 1940-х годов, как показательный пролетарский польский город. Nowa Huta был разработан в качестве идеального сталинского города, место, которое описывает Snopek как "кусок Советского Союза, извлеченный из-за Урала и инъецированный в Польшу." В период либерализации, в конце 50-х, были уличные протесты, чтобы внедрить церковь в этот прототип современного, атеистического города. Проект Zbigniew Solawa (выше) был представлен в 1957 году, но после волны репрессий в начале 1960-х годов (вскоре после Второго Ватиканского Собора), постройка, которая была окончательно реализована в 1977 году, коренным образом поменяла дизайн Wojciech Pietrzyk (ниже). Церковь была освящена местным архиепископом Karol Wojtyla, который станет через год папой Иоанном Павлом II, и будет использовать эту позицию в качестве активной платформы для антикоммунистической пропаганды.
В 1980 году более 1000 церквей были построены в Польше. Snopek считает, что это связано с двумя факторами: "Первое, это произошло то, что человек из коммунистической страны "без религии" был выбран в качестве лидера католической церкви, а во-вторых, протесты Солидарности - и режим теряет свою легитимность. Когда рабочие создают огромное движение против "рабочего режима" - это означает что режим больше не функционирует ".
Ирония заключается в том, что прихожане строили церкви как акт протеста против правительства, но правительство разрешило строительство церквей, потому что процесс отвлекал людей от протеста. Другими словами, обе стороны считали, что они достигали своих целей. И, пожалуй, неудивительно, что темпы церковного строительства показали взаимосвязь с уровнями протеста, которые предшествовали их строительству. Церковь будет выступать в качестве посредника между рабочими и правительством, и будет играть ключевую роль в медленном упадке Советской власти в Польше в течение 1980-х годов.
Польская Церковь и возникновение "Готического Постмодернизма".
Польша имеет долгую историю католицизма, что вызвало потребность в религиозных пространствах, даже в стране, управляемой коммунистами. Кроме того, как отметил Snopek: "И сегодня и до 1980-х годов, церкви являются духовным местом для молитвы, но в то время это было культурное пространство, место для общения и физической защиты." Не особенно религиозный сам, Snopek вспоминает, как посещались церкви даже в 90-е годы, чтобы увидеть выставки и посмотреть независимые фильмы. "Это был пятнышко культуры."
Дизайн здания, однако, свидетельствует о гораздо более тесной связи с духовностью, по крайней мере, можно предположить, что эти пространства, временно служащие в качестве общинных центров, в один прекрасный день вернуться назад к их более религиозным функциям. При коммунистическом правлении было только одно архитектурное издание в Польше, которое оказало большое архитектурное влияние, вместе с небольшим количеством книг. Проанализировав выпуски журнала ARCHITEKTURA, в которых были опубликованы только два культовых здания в период до 1980 года, Snopek считает, что вдохновением для церквей послужили работы Le Corbusier, латиноамериканский модернизм, а также театры, которые публиковались в журнале регулярно.
Церковные архитекторы также были очарованы Постмодернизмом, и Snopek видит влияние Arata Isozaki и ранних 80-ых Японии, в церкви во Вроцлаве, разработанный Wojciech Jarząbek, Jan Matkowski и Waclaw Hryniewicz (ниже). Хотя местные архитекторы восхищаются авангардными стилями и материалами, польское правительство придерживается Советской методики, ограничивая доступ к строительной продукции и оборудованию, но одновременно рассматривая религиозное здание с благоговением и политикой невмешательства (ни одна церковь, построенная при советской власти не была разрушена). Тем не менее, строительство церкви было подпольным процессом, и масштабы закупки материалов и скорость строительства было тесно связано с великодушием еженедельных пожертвований прихода. Находясь под Советской властью, священники тянутся к местным ремесленникам, оставшимся без работы в результате индустриализации, чтобы строить здания как в Средние Века; Snopek называет это слияние стиля и исполнения Готическим Постмодернизмом.
Церковные приходы были ответственны за выбор проекта их церкви. Большинство из отобранных архитекторов были молоды (30 и менее) и видели Постмодернизм как отражение целей Солидарности и польского народа. Хотя достижения Постмодернизма были лишь немногим больше, чем стилистической вызов жесткости Модернизму в Соединенных Штатах и Западной Европе, стиль имел большие политические последствия в странах Восточного блока. Этот стиль вобрал в себя необходимость выбора в польском обществе (так же, как и в вопросах религии) и подчеркнул, что стерильность Советского Модернизма не увенчалась успехом.
Актуальность Architecture of the VII Day в Мире Урбанизма.
Обсуждая цели Architecture of the VII Day, Snopek упоминает, что первой фазой проекта была выставка в Национальном музее этнографии в Варшаве и веб-сайт (на польском языке), содержащий карты, фотографии, очерки и анекдоты от архитекторов, прихожан и строителей. Грант от польского правительства теперь позволяет трем исследователям и их команде из более чем 25 сотрудников создать путеводитель по церквям, и последующее издание на английском языке будет выпущено где-то в конце этого года. Проект также присутствует на Instagram и Tumblr. В то время как здания Постмодернизма достигают среднего возраста и в настоящее время переоцениваются учеными и специалистами-практиками, Snopek видит возрождение интереса как возможность демонстрации церквей Польши для более широкой общественности. "Это момент, чтобы показать наше наследие,"- сказал он, "показать, как один архитектурный тренд, 70-х, 80-х и 90-х в Польше."
Поскольку церкви никогда ранее в совокупности не были исследованы, из сбора данных выявились некоторые интересные факты. В частности, карты дают визуальное подразделение оценок, к примеру: где, когда и почему были разработаны некоторые церкви. Snopek привел несколько примеров: "Никакие церкви не были построены на немецкой границе до семидесятых годов, когда Польша получила гарантии от западных стран, что граница не будет снова изменяться"; "Сельские церкви доминировали в 1980-е годы, но в 90-е годы большинство церквей были в пригородах и пришло в тандеме с огромной волной городского строительства в соседстве с промышленными городами", и "Вы также можете увидеть разделение карты Польши - в девятнадцатом веке это было три страны, и там выявляются радикальные различия в количестве урбанизации в различных областях. Прусская часть урбанизирована и имеет много городских церквей, в то время как часть под Австрийским правлением традиционно является сельской и церкви отражают это."
Строительство церквей в Польше никогда не прекращалась, но было резкое падение в 1990-е годы, возможно после того, как поляки достигли своей цели независимости и "церковь в качестве культурного центра" выполнила свое предназначение, что вызвало снижение актуальности этих пространств. Отражая новые свободы общества, церковные архитекторы стали более раскованным и, по словам, Snopek возникла тенденция "делать то, что хочется." Кроме небольших проектов приходских, главным мероприятием 1990-х годов было еще четыре крупных национальных собора. Здания большие и со зрелой религиозной и национальной символикой, но выполнены как смесь стилей с коммерческими методами строительства, им не хватает энергии полуподпольных, но смело спланированных церквей 1980-х годов. Подчеркивая индивидуальность в море советского однообразия, эти здания являются одними из самых интуитивных примеров того, как архитектура может аккумулировать настроения и склонности общества с широкими политическими последствиями.
Пересечение архитектуры, политики и социальной активности делает Architecture of the VII Day и эти церкви Польши чрезвычайно характерным и пророческим исследованием случай для нашей нынешней архитектурной лекции. Директор Венецианской бьеннале Архитектуры - 2016, лауреат Притцкеровской премии этого года, Alejandro Aravena недавно призвал архитекторов воспользоваться "профессиональными качествами, а не профессиональным милосердием». Развивая мысль, он сказал: "Если вы думаете, что вы хороший профессионал в любой области, то давайте попробуем проверить свои навыки в этих сложных вопросах. Чем сложнее проблема, тем больше потребность в синтезе." И Aravena, в частности, выступает за решения, которые резонируют с теми, кто признает проблемы. Дискуссируя о "дизайне участия", он заявил: "Отправной точкой [являются] проблемы, которые каждый гражданин понимает; Я имею в виду отсутствие безопасности в городе, загрязнение окружающей среды, сегрегации, заторы, природу вещей, влияющих на нашу повседневную жизнь. Затем вы делаете свой вклад проектом, пытаясь предложить возможность". В то же время при существовании многочисленных факторов, которые приводят к гибели коммунизма в Восточной Европе, в случае церквей Польши, они объединяют общественность с общим мотивом - с перспективой - допускает архитектуру быть одновременно символом и инструментом социальных перемен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий